?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост

Продолжающаяся вакханалия с курсами валют заставила меня обратиться к истории валютного регулирования в России. Тем более, что завтра, 1 ноября, исполняется ровно 24 года введению коммерческих курсов валюты.
Сначала небольшая справка, а потом, собственно, мои опасения.

Итак, 1 ноября 1990 года вышел исторический Указ Президента СССР "О введении коммерческого курса рубля по отношению к иностранным валютам и мерах по созданию общесоюзного валютного рынка". Делалось это с целью "усиления экономической заинтересованности предприятий и организаций за результаты внешнеэкономической деятельности", как указано в документе. Официальный курс доллара США с 63 копеек за $1 подскочил до 1,8 рублей за $1, на "черном" рынке к тому времени американская валюта стоила порядка 6 рублей. Кроме того, экспортеров обязали сдавать 40% валютной выручки.

Понятно, что в то время экспортом занимались исключительно государственные компании, и сдавать валюту по низкой цене им было невыгодно.

Тем не менее, сразу переломить ситуацию было невозможно, поэтому с 1 ноября 1990 года курсовой бюллетень Госбанка СССР имел три колонки: «официальный курс», «коммерческий курс» и «специальный курс». Официальный курс, исчисленный на базе ранее действовавшего паритета рубля, использовался преимущественно для экономического анализа, международных статистических сопоставлений, а также для расчетов по погашению ранее выданных государственных кредитов, имеющих соответствующую оговорку.

Коммерческий курс определялся на базе трехкратного превышения стоимости иностранной валюты по отношению к официальному курсу и являлся единым для всех участников внешнеэкономических связей.

Специальный курс применялся при продаже свободно конвертируемых валют гражданам при выезде за границу, а также при покупке этого вида валют. Со 2 апреля 1991 года этот курс был отменен, и валюта граждан стала обмениваться по рыночному (туристскому) курсу (до 200 долларов в год).

Для покупки иностранной валюты было необходимо предъявлять документы, подтверждающие, что валюта приобретается для зарубежной поездки. Нынешняя система, при которой валюту можно покупать совершенно свободно, была введена только в июле 1992 года телеграммой Центрального банка РФ.

Например, Из бюллетеня курса валют Госбанка СССР на 1 ноября 1990 года.
Официальный курс составлял 100 долларов США - 55 рублей 42 копейки
Коммерческий курс 100 долларов США - 166 рублей 26 копеек
Специальный курс 100 долларов США - 554 рубля 20 копеек

Кроме того, Указом были отменены дифференцированные валютные коэффициенты (ДВК), которые применялись для уточнения стоимости валюты (официальный курс-то был занижен) при международных расчетах по различным товарным группам.

На конец 80-х годов существовало 1000 ДВК по импорту и 2500 ДВК по экспорту.

То есть, например, реализация валютной выручки от продажи нефти Госбанку СССР осуществлялась по одному курсу, а вот купить валюту для покупки, например, оборудования можно было только по другому (точнее, сама схема выглядела немного по другому - все расчеты шли через Госбанк, но для простоты понимания...). Или, уж совсем проще - 100 баксов учитывалось за 100 рублей (например) при продаже нефти, и как 120 рублей при импорте оборудования или продуктов. Повторю - цифры условные, совсем уж углубляться в дебри не хочется, да и самих коэффициентов я не нашел.

Кроме того, можно еще вспомнить искусственное вымывание денег из накоплений - тогда еще советская экономика не выдержала столкновения с реальностью, да и барыги сделали свое дело - гиперинфляция спровоцировала власти на "сравнительно честный отъем денег у населения" - тут можно вспомнить и заморозку сбережений в Сбербанке, и заморозку выплат по облигациям внутреннего займа, и трехдневный обмен 50-ти и 100 рублевых банкнот по паспорту...


Так вот. Я это к чему.

Текущий курс доллара и евро, да и других валют, обусловлен отнюдь не падением цен на нефть, о чем я неоднократно писал, а стремительным удешевлением самого рубля.
Вы меня извините, но рубль падает даже по отношению к украинской гривне:

курс гривны

В причины вдаваться сегодня не хочу - тут много факторов, но на сегодня складывается ситуация, немного сходная с началом 90-х годов.

Власти могут посчитать, что у населения скопилось слишком уж много валюты, и вернуться к политике изъятия "лишних" средств.

Например, ввести тот же самый специальный курс доллара, и установить его на уровне 50% от официального. При этом ограничить продажу валюты физлицам.

А для импортеров ввести коэффициенты - типа, не фига покупать продукты за рубежом, покупайте оборудование.

Как вы думаете, какова вероятность того, что 20% трудоспособного населения не кинется продавать сбережения в баксах? Просто остальные 80% наличную валюту видело только в кино )

Ну, и собственно, народ проглотит - не в первый раз, однако.

Опять же, внутренний спрос подстегнуть - если импортные вещи, продукты и оборудование станет просто невыгодно поставлять и покупать...

И, да, как неоднократно упоминалось, высокий курс доллара выгоден экспортерам )
Хотя с введением таких ограничений, высокий курс валюты, подозреваю, НЕКОТОРЫМ экспортерам будет выгоден значительно сильнее, чем основной массе ))

Так что вы как хотите, а я, наверно, ближе к новому году продам большую часть валюты.




Rambler's Top100


Рейтинг@Mail.ru

promo barma_glott july 4, 2014 04:03 63
Buy for 50 tokens
В следующем году исполняется тридцать лет с начала объявленной Перестройки. Жить за это время стало определенно более лучше. И значительно веселее. Ведь раньше как было? 1.Единственный социальный лифт - школа, комсомол, партия. Вот ты простой парень без особых способностей. Покричал на…

Комментарии

( 45 комментариев — Оставить комментарий )
f_l_o_e
31 окт, 2014 07:14 (UTC)
Все эти советские штуки были возможны, когда был один банк. )
barma_glott
31 окт, 2014 07:15 (UTC)
Центробанк по прежнему один, и он по прежнему единственный регулятор
martovskykot
31 окт, 2014 07:32 (UTC)
Я тоже позавчера посмотрел на динамику гривны и рубля в этом году, после чего удивился немного! :)

Курс доллара действительно в данный момент не слишком привязан к цене на нефть, скорее играют роль спекулятивные настроения. О чем очень хорошо говорит вчерашнее падение доллара на два рубля. Прогнозы строить не хочу, но думаю доллар переоценен, хотя продавать его я не буду торопиться, всё же в России живу. :)
barma_glott
31 окт, 2014 07:35 (UTC)
давай-ка тыкнем пальцем в любой обменник, и скажем - где это он упал на два рубля??
martovskykot
31 окт, 2014 08:05 (UTC)
Правильно, ЦБ его вчера даже поднял, а на ММВБ он упал на два рубля и до вечера сделки шли по курсу 41,5. Надо же было народ ещё обуть. :)))
Сейчас курс торгуется на уровне 41,8-41,9.
mrsaler
14 дек, 2014 06:41 (UTC)
Курс жестко привязан к цене на нефть.. 3600/цена на нефть = текущий курс.
barma_glott
14 дек, 2014 06:44 (UTC)
это полная чушь, про которую я писал еще года 2 назад

достаточно на цены нефти 2004 года посмотреть
mrsaler
14 дек, 2014 06:47 (UTC)
А интервенции ЦБ за 2004 год вы можете посмотреть? Наверняка искусственно держали..
mrsaler
14 дек, 2014 07:12 (UTC)
И таки все равно, курс от нефти зависит.. ибо продажа нефти основной источник валюты в стране... а за рубли , вы знаете ли, мерседес не купите..
a_i_v_a_r
31 окт, 2014 07:46 (UTC)
ну вся логика твоего высказывания приводит меня к мысли, что последнюю фразу нужно понимать с точностью до наоборот, молодец ;))
barma_glott
31 окт, 2014 07:47 (UTC)
да?
это почему??
a_i_v_a_r
31 окт, 2014 07:56 (UTC)
ну хотя бы потому что если возникнут ограничения всегда будет черный, серый и т.д. рынок, например


Edited at 2014-10-31 07:59 (UTC)
inna_kriksunova
31 окт, 2014 08:05 (UTC)
*...а остальные 80% наличную валюту видели только в кино*.

Откуда такие сведения - есть какие-то официальные данные?

Да, я знаю, что по соц.опросам, около 80% населения РФ никогда не были за рубежом.
Но разве это равнозначно тому. что они не держали в руках валюту, хотя бы те же доллары? Ведь есть категория товаров, которые покупались за доллары: квартиры, машины, да та же аренда жилья.

barma_glott
31 окт, 2014 08:06 (UTC)
вы не путайте столицы с регионами ))
какие нах доллары у слесаря с завода
inna_kriksunova
31 окт, 2014 08:16 (UTC)
Регионы разные бывают. Например, ресурсодобывающие: нефтегазовые, угольные, севера, золотодобыча. Там зарплаты очень высокие.

Подожду, пока будут реальные цифры соц. опросов. Пока их нет, наши предположения остаются предположениями:)
drweb
31 окт, 2014 08:18 (UTC)
http://index.minfin.com.ua/chart/?3&UAH - тут курс гринвы. Он скажет как мячик и может легко меняться не от действий России, а от действий Украины...
А вообще вывод немного странный. Народ наоборот, видя как падает рубль к доллару, кидается скупать баксы, еще больше задирая курс до небес. Понятно, что когда до достигнет небес, он рухнет вниз и лучше всего разумно продать валюту на пике. Только вот определить этот пик можно либо шаманскими плясками, либо работая в центробанке :))))
Я Так понимаю, ты думаешь, что валюта достигнет максимума в НГ?
barma_glott
31 окт, 2014 08:19 (UTC)
в конце ноября, мне кажется
geranim
14 дек, 2014 07:21 (UTC)
Ха.В конце ноября?
Не угадали.
komissar13
31 окт, 2014 10:14 (UTC)
Я вот тоже считаю,что баксы к НГ надо скидывать
barma_glott
31 окт, 2014 10:18 (UTC)
лучше, конечно, не скидывать, а в недвижку влупить...
komissar13
31 окт, 2014 13:02 (UTC)
Тоже-вариант
barma_glott
31 окт, 2014 13:17 (UTC)
не хочешь себе дачку в Уральских горах? )))
komissar13
31 окт, 2014 16:57 (UTC)
Спасибо.Уж лучше вы-к нам (с) ))
mrsaler
14 дек, 2014 09:12 (UTC)
Недвижка упадет.., что уже сейчас видно... только в валюту.
begamot_74
31 окт, 2014 10:17 (UTC)
согласен, надо продать и пропить)
barma_glott
31 окт, 2014 10:21 (UTC)
пропить это - сдохнуть )
при этом на что-то нормальное - маловато, а для пропить - многовато ))
begamot_74
31 окт, 2014 10:24 (UTC)
все равно сдохнем) так лучше поиметь от этого удовольствие)
barma_glott
31 окт, 2014 10:26 (UTC)
лично я намерен жить вечно ))
я умеренно пью пиво и играю в бильярд ))
begamot_74
31 окт, 2014 10:27 (UTC)
умеренно пью я - пара стаканчиков) а твое умеренно я знаю)))
barma_glott
31 окт, 2014 10:28 (UTC)
ну, во первых, у всех своя доза
во-вторых - умеренно, это когда не каждый день и без внешних проявлений )
begamot_74
31 окт, 2014 10:30 (UTC)
я могу и по 10 литров выпивать каждый день, но не хочу)
mrsaler
14 дек, 2014 10:36 (UTC)
пива, у нас нет.. то ссаки, единственное пиво - то которое из деревянных бочек.. такое например продается в Бийске в реч порте. не реклама.
3000top
31 окт, 2014 10:43 (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
pochvoveddd
31 окт, 2014 10:45 (UTC)
А с каким курсом гривны вы сравниваете рубль, официальным или специальным? Я так понял, что с официальным. Реальный курс упал уже ниже 3 рубля за гривну.

Edited at 2014-10-31 10:45 (UTC)
krajn
31 окт, 2014 13:39 (UTC)
Согласен.
Я могу это сравнить с движением в одном ряду в состоянии полупробки. Многие меняют рядность, дёргаются и больше теряют, чем приобретают.
У меня вообще нет валюты. Есть заметный доход в рублях и некоторая недвижимость.
Ещё надо сделать запас еды, топлива и оружия.
barma_glott
31 окт, 2014 13:45 (UTC)
про оружие да...
vynal
31 окт, 2014 14:29 (UTC)
Говорят, что в следующем году доллар до 70 рублей вырастит. Как-то не хочется в это верить.
grizzlynohead
1 ноя, 2014 04:27 (UTC)
Мне пока и представить сложно, что нас ожидает, но цены то растут в магазинах
(Удалённый комментарий)
barma_glott
14 дек, 2014 06:30 (UTC)
мне и так пришлось больше половины валюты сдать ((
по некоторым обстоятельствам.
alex_197
14 дек, 2014 04:51 (UTC)
могут поступить еще проще - ввести смертную казнь за использование валюты, как было в СССР -88 статья УК СССР, что на самом деле давно пора сделать
(без темы) - putin_xuilo - 14 дек, 2014 10:20 (UTC) - Развернуть
mikhailc
14 дек, 2014 18:49 (UTC)
власть тогда должна отказаться от союза с Белоруссией - в Белоруссии батька таки не додумался запретить хождение валюты и россиян там ( с валютой) всегда радостно примут и обслужат... словом - доллар он и через 3 года будет доллар, а вот с властью, которая вдруг в мирное время сделает рубль неконвертируемым для населения может произойти всякое....
mrsaler
15 дек, 2014 11:58 (UTC)
В истории было такое событие как "черный вторник", а история как известно имеет свойство повторяться..
( 45 комментариев — Оставить комментарий )

Пиво и другие развлечения

Универсальный счетчик



Текстиль для дома

Рейтинг блогов


Яндекс.Метрика









Rambler's Top100









Twitter Counter for @evil_barmaglot





Рейтинг@Mail.ru



Map

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel